"Орнамент" - учебно-игровое пособие Н. Зайцева
Орнамент познакомит детей с 30-ю геометрическими фигурами. Изображения и названия фигур собраны в таблицу, размещаемую на стене. Фигуры используются для внутренних и наружных обводок с последующим заштриховыванием или закрашиванием. Все фигуры — «перевертыши»: желтого цвета, например, с одной стороны и черного с другой. Половина фигур — рамки, половина — вкладыши.
"Орнамент" - математическое пособие Н.А. Зайцева.
В комплекте:
- 256 геометрических разноцветных элементов;
- таблица ф.А3;
- методическое руководство (ф.А4, 16 стр., цв.печать).
Шкатулка содержит 256 фигур 12 цветов и 30 разновидностей. В каждой стопке (Рис.1) по 16 двуцветных фигурок – 8 рамок и 8 вкладышей, легко переворачивающихся и вставляющихся, со сменой цвета, обратно в рамки.
Рис.1
Треугольники, например, с одной стороны чёрные, с другой розовые. Их можно показать в четырёх цветовых вариантах (Рис.2). Рамки и вкладыши могут и друг без друга обходиться, это ещё четыре треугольных разновидности (Рис.3). То же и с другими фигурами.
Рис.2 Рис.3
На рис.4 показаны возможности стыковки рамок за счет равенства сторон и расстояний между соседними вершинами звезд.
Рис.4
Овал и круг «вписываются» в прямоугольник, высота треугольника равна высоте параллелограмма и трапеции (Рис.5).
Рис.5
Наблюдательный читатель уже заметил на рис. 1 две стопки параллелограммов. Не многовато ли? Дело вот в чём. Прежде в «Орнаменте» был только один их комплект, и всем было обидно, что перевернутые (для смены цвета) вкладыши, не вставляются обратно в рамки, как у прочих фигур. Пришлось добавить ещё комплект для получения фиолетово-белых и бело-фиолетовых параллелограммов (рис. 6). Зато теперь фокусы можно показывать: припрячьте комплект параллелограммов, изъяв из него один вкладыш; незаметно подменяя им не вставляющиеся, уверяйте, что переворачивать и вставлять вкладыши можно, если хорошенько подумать. «Секретный» вкладыш, чтоб не достался зрителям, не забывайте вынимать из рамки и прятать в руке.
Рис.6
Названия фигур приводятся в таблице, имеющейся в комплекте. Её лучше разместить на стене. Для облегчения прочитывания ударные склады в названиях фигур выделены чёрным цветом.
Таблица
Обратим внимание: фигур 30, а названий 44. У некоторых фигур их два-три: пятиугольник, правильный выпуклый пятиугольник, пентагон. Объясним, что второе, третье названия – «научные», их тоже полезно знать, в будущем пригодятся при изучении геометрии.
Определения «равносторонний» и «равнобедренная» при словах «треугольник» и «трапеция» предполагают существование других их разновидностей, а «правильный» (пятиугольник, шестиугольник и др., см. табл.) допускает мысль, что и «неправильные» могут быть.
Подготовку к составлению узоров можно начать с выкладывания рядов ритмически чередующихся фигур (см. ниже рисунки «Плоские» композиции с фигурками в один слой.), что может привести ребят к «изобретению» бус, подвесок, гирлянд. Фигуры для этого скрепляются бечевкой, леской или кусочками мягкой проволоки. Обратите внимание, что во всех вкладышах сделаны отверстия для продевания.
Рис.7 Рис.8
От составления простых узоров постепенно перейдём к более сложным. Количество комбинаций (необходимый признак всякой игры) при 30 фигурах, каждая из которых представлена в восьми экземплярах и двух цветах, практически бесконечно.
В качестве выразительного средства будем использовать установку фигур на ребро (рис. 7, 8), наложение их друг на друга (см. ниже рисунки «Объёмные» композиции). В создании сложных композиций с увлечением участвуют даже взрослые. Бывает, что им для создания паркетов, мозаик, узоров для тканей и двух наборов «Орнамента» не хватает.
Дошкольники и младшие школьники по своей инициативе никаких паркетов и мозаик выкладывать не станут. На первых порах им куда заманчивее башни в 10-15, а то и 20 этажей сооружать. Интерес к составлению узоров, их цветовому решению, симметричному расположению фигур развивается быстрее, если предложить ребятам работать на шести больших листах картона или ватмана, расчерченных как на рис. 9.
Рис.9. Оси симметрии.