Твёрдая валюта
Возраст: 3-9 лет.
В комплекте: 65 деревянных плашек разных размеров и цветов, методическое руководство (ф.А4, 16 стр., цв.печать).
Таблицу умножения — не уйдёшь без неё далеко по дороге знаний — освоим быстро и без скуки в дошкольном даже возрасте, если превратим её изучение в игру и полезные для детских ума и рук упражнения. Попутно навыки сложения-вычитания укрепим, с геометрией знакомиться начнём.
«Твёрдая валюта» — пособие для дошкольников и школьников
Кто в детстве от взрослых не слышал: «Таблицу умножения назубок надо знать. Ночью тебя разбуди, восемью девять спроси — губы чтоб сами семьдесят два сказали!» Для того, «чтоб губы сами сказали», именно губы и надо тренировать: столбики таблицы умножения почаще вслух, да непременно громко, чётко и быстро проговаривать. И хором за учителем, и поодиночке, и под секундомер. Плашки всякий раз только «по имени, отчеству, фамилии» называть: «Одиножды один — один», «Одиножды два, дважды один — два», «Четырежды девять, девятью четыре — тридцать шесть», «Пятью восемь, восемью пять — сорок», «Десятью десятью — сто».
Виды и приёмы работ
1. С помощью детей разложим плашки от маленьких к большим (рис. 3, 4).
Рис.3 Рис.4
На них, как в таблице умножения, 42 произведения. Впишем их в заранее подготовленную сетку из 100 клеток (рис. 5).
Рис.5
Любое из недостающих в получившейся табличке чисел можем представить суммой, складывая плашки (приставляя их друг к другу):
11=10+1 или 9+2 или 8+3 или 7+4 или 6+5;
17=16+1 или 15+2 или 12+5 или 10+7 или 9+8;
13=12+1 или 10+3 или 9+4 или 8+5 или 7+6;
99=90+9 или 81+18 или 72+27 или 64+35 или 54+45 или 50+49.
2. То же и с другими числами. Заметим: сложение предстаёт для ребёнка сначала в конкретном виде (приставление плашек друг другу, сосчитывание на них числа квадратиков) и тут же — в записи учителя — в абстрактном, т. е. в цифрах и знаках (рис. 7). Соотнесение конкретики с абстракцией очень важно для малыша: «Вот как взрослые такое записывают. Я тоже смогу».
Рис.7