Малая развивающая среда "Фиолетовый лес"
«Фиолетовый лес» - это трансформируемое развивающее пространство для интеллектуально — творческого развития детей, разработанная В.В.Воскобовичем. Формирует у ребёнка основы экологического мировоззрения и культуры, правила поведения в природе. Расширяет представления о растительном и животном мире, о явлениях природы и существующих взаимосвязях.
Малая развивающая среда "Фиолетовый лес." (1,0 х 1,25 м.)
Развивающее обучение ребенка в дошкольном возрасте связующую роль играет сказочная атмосфера «Фиолетового леса». Развитие происходит в деятельности с использованием игровой технологии и развивающих игр. Взрослый взаимодействует через реализацию определенного сюжета (игры и сказки), образовательные задачи включены в содержание игры. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными персонажами и вместе решить поставленные задачи, разгадать ребусы и найти выходы из лабиринтов. Путешествуя по «Фиолетовому лесу», ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия и добивается успеха. Сказка - прекрасная возможность повысить эффективность обучения детей дошкольного возраста. Забавные персонажи, увлекательные приключения помогают привлечь внимание детей и заинтересовать их.
Постоянно используемые образы «Фиолетового Леса» в работе с детьми дают только положительный результат. Ведь такая опосредованная подача учебной задачи превращает скучное обучение в веселую игру. Персонажи «Фиолетового Леса» даже становятся неотъемлемой частью жизни детей.
«Фиолетовый лес» представляет собой объемное трансформируемое пространство, на стенах которого изображены горы, город, озеро, лес, поляна, ручей, остров и другие сказочные места. С помощью вращающихся функциональных перегородок пространство легко превращается в 9 разных сказочных областей, которые населяют 32 сказочных героя.
В составе игровой системы «Фиолетовый лес» (малый) - ковролиновая основа, для жёсткого крепления к стене, площадью 1,0 х 1,25 метра с модульными элементами (небо, земля, лужайка, полянка) и переносные элементы, которые крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке. Полная комплектация:
- Ковролиновая основа (1,0 х 1,25) с модульными элементами (небо, земля, лужайка, полянка) – 1шт.
- Переносные элементы:
- Озеро – 1шт.
- Дерево (ажурное) – 1шт.
- Дерево (фиолетовый ствол) – 1шт.
- Дерево (красный ствол) – 1шт.
- Дерево (разноцветное, 2 элемента) – 1шт.
- Ель 1 – 1шт.
- Ель 2 (2 размера) – 2шт.
- Солнышко – 1шт.
- Золотой плод (2 элемента) – 5шт.
- Лист фигурный (2 цвета) – 10шт.
- Лист ажурный (5 видов по 2шт.) – 10шт.
- Лист (3 размера, 4 цвета: жёлтый, зелёный, красный, синий) – 72шт.
- Облако – 3шт.
- Следы (5 пар) – 10шт.
- Цветок (2 элемента) – 1шт.
- Бабочка (2 цвета) - 2шт.
- Птица (2 цвета) – 3шт.
- Ласточка – 1шт.
- Лягушка – 1шт.
- Мышка (2 размера) – 2шт.
- Ёжик (2 размера) – 2шт.
- Змейка – 1шт.
- Ящерица – 1шт.
- Стрекоза – 2шт.
- Божья коровка – 1шт.
- Улитка – 1шт.
- Лист кувшинки – 2шт.
- Цветок кувшинки – 2шт.
- Зажимы – 10шт.
Предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» способствует:
- Развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации.
- Развитию аргументированной и доказательной речи.
Ниже представлено несколько примеров с заданиями.
«Помоги утеплить норки» (от 3 лет).
Задачи:
- закрепление умения выделять размер (большой, средний, маленький);
- развитие умения группировать по размеру.
Материал и оборудование:
- Жёлтые листочки трёх размеров, ёжики двух размеров, мышка.
Игровая ситуация:
В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ёжики начали готовиться к спячке. Но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, ёжики увидели опавшие с дерева листочки и решили ими утеплить свои норки. Маленький ёжик начал собирать средние листочки, большой ёжик – большие. И тут они услышали писк мышки. Она тоже прибежала за листочками для своей норки и стала собирать маленькие листочки. Норки получились тёплыми, уютными и красивыми.
Задание: Помочь ёжикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.
«Кто быстрее?» (от 3 лет).
Задачи:
- развитие глазомера;
- совершенствование умения сравнивать длину путём приложения;
- развитие связной речи.
Материалы и оборудование:
Ёжики двух размеров, цветок, разноцветные верёвочки двух цветов и двух размеров.
Игровая ситуация:
Ёжики решили пойти на день рождения к Лягушке и подарить ей цветок. Они вспомнили, что видели в лесу прекрасный, большой цветок, и каждый захотел подарить именно его. Они побежали каждый по своей дорожке.
- Кто быстрее прибежит к цветку?
- У кого длиннее дорожка?
- У кого короче дорожка?
Задание: Определить, кто быстрее добежит до цветка (определить «на глаз»). Сравнить дорожки по длине. Определить, кто же быстрее добежал до цветка. Придумать историю, как Ёжики поздравляли Лягушку.
«Откуда выпал листик?» (3-5 лет).
Задачи:
- развитие внимания, мышления;
- развитие координации движения.
Материалы и оборудование:
Ажурное дерево с листочками.
Игровая ситуация:
Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал, и сяк, но ни чего не получалось. Давайте попробуем вернуть листочки на место.
Задание: Подобрать листочки в отверстия на кроне дерева.
«Следы Незримки Всюся» (3-7 лет).
Задачи:
- развитие умения различать следы правой и левой ноги;
- совершенствование основных движений (ходьба, прыжки на одной и двух ногах).
Материалы и оборудование:
Следы.
Игровая ситуация:
Незримка Всюсь решил запутать свои следы, чтобы никто в Фиолетовом лесу не догадался, куда он пошёл. Давайте попробуем разгадать его шаги и повторить.
Задание: Пройти по дорожке повторяя следы Всюся: ходьба правой и левой ногой, прыжки на правой ноге, на левой, на двух ногах и т.д.